"КИРДАН"

Кораблестроение от начала I Эпохи и до наших дней

"НИКОЛАЙ"


Мое отношение к парусным яхтам можно определить одной фразой: «Самострой и никаких гонок!». Т.е. все проекты ориентированы на самостоятельную постройку и для «покатушек». Гонки вообще не люблю, а парусные в особенности.

Таким образом, при проектировании не приходится гоняться за скоростными показателями корпуса, а вот остойчивость получается на приличном уровне.

Что касается обитаемости, то этот критерий вступает в противоречие с себестоимостью. Себестоимость самостоятельной постройки малоразмерных судов зависит от длины корпуса (не от водоизмещения и в меньшей степени от соотношения длины к ширине (L/B)). Чем меньше длина – тем дешевле, но при этом и хуже условия для экипажа. В этой связи предпринята попытка спроектировать корпус на нижнем пределе длины (с точки зрения обитаемости).

«Николай» это проект «карманного» круизера на 4,6 метров по ватерлинии (господин Фруд меня бы не одобрил), для самостоятельной постройки, т.е. постройки без использования мощностей специализированного судостроительного предприятия. Проект для краткосрочных прогулочных выходов в море в прибрежной зоне с экипажем до 5 человек (3 спальных места).


Проект выполнен под требования ГИМС МЧС РФ, однако следует учитывать то обстоятельство, что юрисдикция ГИМС действует только до границы территориальных вод и если предполагается эксплуатация, например, в Куршском заливе, потребуется освидетельствование судна по европейским правилам. Особенностью проекта являются обводы корпуса, которые выполнены по системе «эллипсоид» (подробно про систему можно прочитать в соответствующем разделе вкладки «ПРОЕКТЫ»). Смысл заключается в том, что при проектировании теоретического корпуса шпангоуты описываются эллиптической кривой, что позволяет моделировать корпус в 3D нереально быстро. Теоретический корпус до состояния близкого к плазовому качеству был доведен за 2 рабочих дня (при традиционном способе моделирования теоретического корпуса этот процесс занимает 1,5 – 2 месяца).

Правда, следует отметить, что носовые шпангоуты, в отличие от средних и кормовых, эллипсом описываются плохо, а это в свою очередь ведет к избыточной полноте обводов в носу. В данном конкретном случае (на предполагаемых скоростях до 6 узлов), избыточная полнота в носу не грозит существенным увеличением волнового сопротивления и сопротивления формы.

В рамках проекта решены задачи общего проектирования (общее расположение, удифферентовка, остойчивость, парусное вооружение), задачи проектирования корпуса и проработаны вопросы технологии постройки.





Смотреть:

Часть I Общее проектирование, PDF, 3,5 МБ

Часть II Корпус, устройства, системы, PDF, 2,7 МБ

Часть III Технология, PDF, 4,7 МБ

Чертежи , PDF, 1,9 МБ

Скачать:

Материалы к проекту: теоретический корпус, удифферентовка, DWG для AutoCAd 2010, Exsel, 0,3 МБ