"КИРДАН"

Кораблестроение от начала I Эпохи и до наших дней

Лунт "СВЕТЛАНА"


Лунт «Светлана» это проект восьмивесельного парусно-гребного судна на 10 человек экипажа, на самом деле не имеет никакого прямого отношения ни к исторической реконструкции, ни к просто реконструкции, ни к реконструктивному проектированию. Реконструкцию можно считать удачной, если полученный объект максимально приближен к прототипу (не важно: реальный исторический это прототип, или прототипом является объект из литературного первоисточника). Класс судна, определенный как «Баларский лунт» - некая условность.

В данном случае вашему вниманию представляется проект маломерного судна для самостоятельной постройки (как говорят яхтсмены: «самостроя»), который предполагается использовать для обычных покатушек, а также для участия в ролевых мероприятиях и (возможно) съемках. Т.е. подход к проектированию изначально не реконструкторский, а «по ролевому». Допустим, сегодня это корабль викингов, завтра – аргонавтов, послезавтра – новгородская лодья и т.д.

К вопросу о том, а зачем вообще сейчас нужно проектировать парусно – гребное судно. Если потенциальный судовладелец является любителем шлюпочных походов, он просто купит шестивесельный ял. Но, в то же время, кого сейчас можно удивить гребными шлюпками? А вот неделя аренды такого судна для съемок фильма практически окупает стоимость межнавигационного хранения в зимний период, а если катать туристов, то можно получать и прибыль.


Разумеется, при проектировании не ставится задача пересечения Атлантики на данном судне. Планируется эксплуатация в условиях родной акватории (Нева, каналы, Ладога, Невская губа). Т.е. плавание в экстремальных штормовых условиях не предполагается. Но и здесь приходится учитывать современные реалии. Судно должно быть классифицировано и соответствовать требованиям классификационного органа, в данном случае ГИМС МЧС РФ (Государственной инспекции маломерных судов). Такая вещь как, например, двигатель – увы, является злом неизбежным, т.к. в большой Неве без двигателя нельзя.

Я принял следующий принцип проектирования: сначала делаем «как у эльфов», а потом уже будем думать над переоборудованием (ставить двигатель, компоновать системы, вставлять еще что –нибудь современное). Главное, чтобы современное оборудование, устройства и дельные вещи не сильно сказывались на внешнем облике объекта.

Прототипом для проекта можно считать судно из Гокстада (Гокштадский корабль). Обводы его корпуса были взяты мной за основу и афинно пересчитаны (уменьшены размеры при соблюдении их пропорций). Так длина Гокштадского корабля: 23,33 метра, в проекте: ок. 9,0 метров (по штевням). Т.е. размеры примерно соответствуют размерам большой гребной шлюпки (барказа, катера).

В конструкции корпуса я пытался максимально использовать сведения об опыте постройки корабельных шлюпок от середины XVIII в. до наст. времени. С точки зрения конструкции корпуса мореходные деревянные гребные шлюпки также являются усредненным прототипом для проекта.

Таким образом на выходе получилось нечто среднее между норманно-скандинавской конструкцией и конструкцией шлюпки. И такой конструктив эффективен. Если такую конструкцию использовать для судна в размерах шестивесельного яла, то при обеспечении общей и местной прочности масса корпуса получается меньше, чем у ЯЛ-6 в деревянном исполнении.

Остойчивость обеспечивается в основном за счет формы. При этом стандартный вид диаграммы Рида не дает представления о реальном влиянии формы на остойчивость. В проекте предложен вариант оценки остойчивости, а при реальной постройке проекта для освидетельствования потребуется проведение кренования по методике ГИМС МЧС РФ.

Смотреть: Текстовые материалы проекта, PDF, 3,7 МБ

Смотреть: Чертежи, PDF, 0,9 МБ

Скачать: 3D модель теоретического корпуса, удифферентовка, DWG для AutoCAD 2010, Exsel, 0,5 МБ.