"КИРДАН"

Кораблестроение от начала I Эпохи и до наших дней

"ЗЕЛЕНОГРАДСК"



"Зеленоградск" это проект круизной яхты водоизмещением около 5,0 тонн(на пресной воде (1,000 т/м3)), предназначенная для краткосрочных выходов в прибрежной зоне и рассчитана на 6 человек экипажа (4 спальных места).

Сам проект является некоторым развитием методик проектирования, ранее применявшихся на проекте "Спрей". Можно выделить следующие основные особенности этих методик проектирования:

1. Проектирование "от формы".

Как правило, прототипа с точки зрения решения уравнения нагрузки - нет (может присутствовать прототип, с которого берется компоновка общего расположения и обводы корпуса). В этом случае по рамочно определенным размерам (длина и ширина по ватерлинии) строится теоретическая 3D модель корпуса (рис.1.), а затем и практическая 3D модель (рис.2.).

 

Рис.1. Теоретическая 3D модель корпуса (без киля).

 

Рис.2. Практическая 3D модель (фрагмент).

Назначение теоретической 3D модели: снятие объемов подводной части, определение центров величины и площадей ватерлиний при заданных значениях осадки, а также определения величин плеч статической остойчивости.

Назначение практической 3D модели - это "взвешивание", т.е. определение объемов и координат центров тяжести набора корпуса, обшивки, палуб и т.п. для вычисления координат общего центра тяжести.

При этом весь объект укрупненно делится на следующие составляющие:

  • корпус и все - что в корпусе,
  • экипаж (+ вода, снабжение),
  • рангоут и парусное вооружение,
  • киль,
  • балласт.

Определив по практической 3D модели массы и координаты центра масс всех составляющих, кроме массы балласта (экипаж относится к общему Ц.Т., массы рангоута и парусного вооружения берутся по близкому прототипу), вычисляется требуемая масса балласта исходя из оптимального водоизмещения (при котором показатели остойчивости окажутся наилучшими).

2. Использование "твердого тела" при создании теоретической 3D модели корпуса.

Твердое тело (3DSolid) с точки зрения системы САПР - пространственный объект объем которого заполнен однородным веществом (т.е. подразумевается масса и плотность) - дает информацию об объемах и координатах центра величины. Следует отметить, что использование твердотельного моделирования при генерации обводов не является общепринятой в судостроении практикой. Обычно судостроителями используется поверхностное моделирование в NURBS или каркасное моделирование, при котором корпус представляется разнесенными по шпациям плоскими шпангоутными кривыми (объемный теоретический чертеж). Твердотельный теоретический корпус на проекте "Зеленоградск" практически доведен до состояния плазового качества.

Главные размерения и характеристики:

 

Общий вид

 

Рис.3. Вид общий.

Схема компоновки общего расположения

 

Рис.4. Схема продольного сечения. 

1.     – форпик, 2. – спальная каюта, 3. – камбуз, 4. – салон, 5. – кормовая часть надстройки, 6. – ютовый рундук, 7. – ют.

Схема рангоута

 

Рис.5. Схема рангоута.

 

Яхта имеет некоторый гоночный потенциал. Теоретически предельная расчетная скорость (по критерию Курбатова (3 квадратных корня из длины по ватерлинии в метрах)) составляет 8,4 узла.

Площадь парусов без существенного ущерба для остойчивости может быть увеличена до 50 - 55 м2.


Смотреть текстовые материалы проекта и чертежи (PDF)

Часть I Общее расположение. Остойчивость. Рангоут и парусное вооружение., 3,8Мб

Часть II Корпус. Системы. Устройства. Двигатель., 2,8Мб

Скачать теоретическую 3D модель корпуса (DWG для AutoCAD 2010, 0,6Мб)

В разработке: Часть III Технология постройки.